sauna-rzn.ru

Да но не вам. Психологические игры: «Да, но…

В жизни част о возникают ситуации, когда нечего сказать. Вас могут подловить с неожиданным вопросом или сказать то, на что нет ответа. Подобные ситуации часто вводят людей в ступор (или транс). Как быть? Как выйти из нелепого положения? Есть очень простые психологические техники, который проверены на практике и помогают.

ВСТУПЛЕНИЕ ОТ МЕНЯ (Если хотите читать саму технику, то пропустите)
Давненько я не писал, скажу я Вам. А тут вдруг вспомнил, я же блог хотел делать. Вот для меня и был приятный сюрприз, который поднял мне настроение и решил я написать новую статью и в ней дать новую технику. Напоминаю, что я стараюсь публиковать техники, которые проверены моим личным опытом и у меня срабатывали. Стараюсь выбирать техники, простые, иногда даже примитивные, но рабочие. То есть техника может быть на первые взгляд очень примитивной, но давать хороший результат, помогать человеку достигать своей цели и решения своей проблемы. Мне очень нравятся такие техники потому, что человек может тратить часы своего времени на размышления как же ему быть, что ему сказать в данной ситуации, но эти часы размышлшений можно заменить простой техникой, которая учится за минуту, главное потом отрабатывать. И в результате вместо часов размышления мы получаем отличное и легкой общение. Так что, люблю я психологические техники за это.

ТЕХНИКА
Приступим к самой технике. Весь смысл техники заключается в ее названии. У каждого человека бывает ступор. Что это обсудим потом. В предыдущей статье уже разбиралась одна из методик, как его преодолеть. Техника "Да, но" очень похожа.
Кратко суть техники: когда тебе говорят неожиданную фразу или вопрос и ты не знаешь что сказать, ГОВОРИ "ДА, НО. . . " .
Что это даст:
1) выведет сознание из ступора и переключит мозг с режима транса в режим думанья, дальше ответить, и вообще говорить, будет ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ (проверял на своем опыте)
2) дает время для размышлений

И абсолютно не важно, что Вы скажете потом. Этой фразой Вы не даете согласие, это просто промежуточная фраза и не несет смысловой нагрузки. Можно даже сказать "Да, но нет".

Один друг рассказал такой случай из своей жизни, когда у него был реальный ступор и он использовал именно фразу "Да, но нет...".

Идет он как-то по улице и вдруг к нему подходит мужчина и очень вежливо и улыбаясь говорит:
- Молодой человек, можно с вами познакомиться
- Да, но. . .(пауза) нет - ответил быстро мой друг (хотя в душе он просто опешил и его язык и рот закаменел, он весь напрягся и у него был настоядий ступор, но сработал натренированный рефлекс: ступор - Да, но)
- Все-таки да или нет
- Нет!
- Жаль
и мужчина ушел.
Конечно он мог ответить "нет", но его мозг тогда не соображал, и он просто молчал и мужчина мог бы в этот момент быстро продолжить разговор и остановить его было бы уже сложнее и заняло бы больше времени.

Вообще я не знаю, почему техника именно "Да, но" а не "Нет, но", или просто тренировать себя говорить "Нет", а потом исправлять ситуацию если требуется. Просто мне про нее так рассказали и возможна она более вежливая. Представьте просто:
- Ты за меня выйдешь замуж?
- Нет, но. . .
Впечатление было бы просто ужасным.

Еще один пример, просто чтобы понять, что смысл разговора не важен, важно выйти из ступора от неожиданного разговора:
. . . .
- Как там твой брат (допустим в данном разговоре этот вопрос очень неожиданный и вогнал человека в ступор)
- Да, но у него все нормально

или
- Привет меня зовут Вася, а тебя как?
- Отстань, урод
- Да, но имя свое скажи

В общем смысл не замолчать, покраснеть, вспотеть, проиграть, почувствовать себя бесзащитным, а ответить что-нибудь и выйти из ступора.
Так что пользуйтесь на здоровье, если потренировать, то работает очень хорошо, даже если отвечаешь на несколько неожиданных вопросов подряд.

На последок напишу, что же такое ступор (конечно определение даю не научное, но из книг):
Ступор [латин. stupor — оцепенение] - состояние обездвиженности и молчания, человек застывает в одной позе. Самое главное - ступор имеет психическое происхождение. Я употребляю чаще слово ступор, чем слово транс (франц. transe, от transir - оцепенеть), думаю у них схожий смысл.

Ну и на последок. Фотография поднимает настроение, ОСОБЕННО УДАЧНЫЙ РАКУРС

4. «Почему бы вам не… – Да, но» (ПБВДН)

Тезис . Игра «Почему бы вам не… – Да, но», занимает особое место в анализе игр, так как именно она послужила толчком к формулировке самого понятия «игра». Эту игру мы первой вычленили из ее социального контекста. Она принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным играм, в которые играют на званых вечерах и в самых разных компаниях, включая и психотерапевтические группы. Основные характеристики игры видны из следующего примера.

Уайт (жена): Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.

Блэк : Почему бы ему не взять несколько уроков у плотника?

Уайт : Да, но у него нет времени.

Блю (или кто-либо из компании): Почему бы вам не купить ему хорошие инструменты?

Уайт : Да, но он не умеет ими пользоваться.

Ред : А почему бы вам не пригласить плотника для ремонта дома?

Уайт : Да, но это слишком дорого.

Браун : Почему бы вам тогда не примириться с тем, как он все делает, и не довольствоваться этим?

Уайт : Да, но ведь все может просто рухнуть.

Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Наконец его прерывает одна из участниц разговора (Грин) и произносит что-нибудь в следующем роде: «Ох уж эти мужчины, вечно они хотят показать, какие они мастера».

В игре ПБВДН может принимать участие любое число собеседников. В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: «Почему бы вам не…» Каждому решению Уайт противопоставляет очередное «Да, но». Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Уайт выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее дюжины предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу и очищающая сцену для следующей игры. В приведенном выше примере Грин переключилась на игру «Родительский комитет» типа «Непутевый муж».

Этот процесс проиллюстрирован на схеме 8. Игра может продолжаться, поскольку на социальном уровне и стимул, и реакция идут от Взрослого к Взрослому. Они дополнительны и на психологическом уровне, где стимул, идущий от Родителя к Ребенку («Почему бы вам не…») вызывает реакцию, идущую от Ребенка к Родителю («Да, но»). Как правило, для обеих сторон трансакции на психологическом уровне являются бессознательными, но внимательный наблюдатель может заметить, например, по изменившейся позе, голосу, тонусу, произносимым словам о происшедшем сдвиге в состоянии Я (со Взрослого на «несправляющегося» Ребенка – в случае миссис Уайт – и со Взрослого на «мудрого» Родителя – у других участников). Чтобы лучше понять скрытый смысл этой игры полезно проанализировать следующий пример.

Схема 8. «Почему бы вам не… – Да, но»

Психотерапевт : А кто-нибудь предложил решение проблемы, которое вам до этого не приходило в голову?

Уайт (супруга) : Нет, никто. Честно говоря, я уже перепробовала почти все, что они предложили. Я купила мужу инструменты, и он взял несколько уроков у плотника.

Последнее замечание миссис Уайт делает очевидными две причины, по которым ее разговор с собеседниками не следует принимать за чистую монету. Во-первых, в большинстве случаев Уайт не глупее остальных членов компании, и очень маловероятно, что кто-нибудь из них может предложить решение, которое раньше не приходило ей в голову. Если же кому-то удается придумать действительно оригинальное решение, миссис Уайт, если она ведет честную игру, примет его с благодарностью.

Иными словами, ее «несправляющийся» Ребенок уступит, если у кого-то из присутствующих возникнет достаточно остроумная идея, которая будет стимулировать ее Взрослого. Однако заядлые игроки в ПБВДН, такие, как миссис Уайт, редко играют честно. С другой стороны, слишком большая готовность принять чужое предложение наводит на мысль, не скрывается ли за ПБВДН другая игра – «Дурочка».

Приведенный пример особенно нагляден, поскольку он отчетливо иллюстрирует второе утверждение даже если миссис Уайт уже испробовала некоторые решения, она все равно будет возражать против них. Следовательно, цель игры состоит не в том, чтобы выслушать предложения, а в том, чтобы отвергнуть их.

При соответствующих обстоятетьствах эту игру может играть едва ли не каждый, так как она хорошо структурирует время. Но тщательные наблюдение за людьми, которые особенно предрасположены к этой игре, обнаруживали некоторые интересные закономерности. Во-первых, они с одинаковой легкостью могут играть как на той, так и на другой стороне. Способность переключаться на другие роли вообще характерна для Игр. Игроки могут по привычке предпочитать одну роль другой, но они могут поменяться местами и совсем не возражают взять на себя любую роль в той же самой игре, если это по какой– то причине желательно (например, превращение Пьяницы в Спасителя в игре «Алкоголика.) Во-вторых, наблюдения показали, что человек, охотно играющий в ПБВДН, чаще всего принадлежит к типу людей, которые в конечном счете просят психотерапевта применить к ним какое-либо лечение. Во время игры их цель – показать, что никто не может предложить им приемлемого решения проблемы, то есть что они никогда не капитулируют. Но, вступая в контакт с психотерапевтом, они требуют применить к ним приемы, которые могут способствовать полной их капитуляции, например гипноз. Таким образом, становится ясно, что игра ПБВДН представляет собой в какой-то степени социальное решение внутреннего конфликта человека в связи с его капитуляцией по какому-то поводу. Любители этой игры имеют еще одну, очень специфическую особенность: многие из них боятся покраснеть. Приведем пример.

Психотерапевт : Почему вы играете в эту игру, если вы знаете, что это простой обман?

Миссис Уайт : В любом разговоре я все время должна придумывать, о чем говорить дальше. Если я ничего не могу придумать, то начинаю краснеть. Только в темноте я не боюсь покраснеть. Я просто не могу выносить паузу в разговоре. Я это знаю, и мой муж тоже знает. Он мне всегда об этом говорил.

Психотерапевт : Вы хотите сказать, что если ваш Взрослый ничем не занят, то ваш Ребенок пользуется случаем, чтобы «выскочить» и заставить вас смутиться?

Миссис Уайт : Вот-вот. Поэтому до тех пор, пока я предлагаю другим какие-то решения или выслушиваю их идеи относительно моих проблем, со мной все в порядке, я чувствую себя защищенной. Пока мой Взрослый под контролем, я не боюсь почувствовать замешательство.

Слова миссис Уайт ясно показывают: она боится неструктурированного времени. Ее Ребенку не удается привлечь к себе внимание, пока занят ее Взрослый, поэтому именно игра предлагает ей подходящую структуру для функционирования Взрослого. Однако для поддержания ее интереса игра должна иметь соответствующую мотивацию. Выбор ПБВДН определяется принципом экономии: ее Ребенок, оказавшийся в состоянии конфликта по причине физической пассивности, получает в этой игре максимальные внутренние и внешние «вознаграждения». С одинаковым жаром она играет роль хитрого Ребенка, которого невозможно подавить, и мудрого Родителя, который пытается подавить в ком-то Ребенка, но безуспешно. Поскольку основной принцип ПБВДН – не принимать ни одного предложения, Родитель никогда не добивается успеха. Девиз игры: «Не паникуй, Родитель никогда не добьется успеха».

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет миссис Уайт и приносит ей удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией игры является пауза (или замаскированная пауза) которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для миссис Уайт это означает победу, ибо она продемонстрировала всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

В нашем примере Грин не дала Уайт насладиться триумфом, так как хотела поскорее начать собственную игру. Позже в этом сеансе у миссис Уайт проскользнула неприязнь к миссис Грин за то, что та лишила ее нескольких минут торжества.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, Ребенок– Уайт в игре со многими участниками берет на себя роль Беспомощного существа, нуждающегося в поддержке окружающих. Во внутреннем варианте это более интимная игра для двоих участников, и Уайт играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли Родителя, источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль беспомощного Ребенка, и только после медового месяца начинает проявлять себя ее любящий покомандовать Родитель. Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться «по уважительным причинам», а Уайт, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.

Антитезис . Очевидно, люди, подхватывающие игру миссис Уайт, когда она, делая первый ход, излагает свою «проблему», играют в один из вариантов игры «Я всего лишь пытаюсь помочь вам» (ЯППВ). Фактически ПБВДН – это игра, обратная ЯППВ. В последней участвуют один психотерапевт и много пациентов, в первой – один пациент и много «психотерапевтов». Следовательно, антитезис ПБВДН состоит в том, чтобы не играть в ЯППВ. Если первый ход выглядит следующим образом: «Что бы вы стали делать в случае…?» – мы предлагаем отвечать: «Это действительно трудная проблема. А вы что собираетесь делать в этой связи?» Если игра начинается словами: «Мне не удалось то-то и то– то», – ответ должен быть: «Как жаль». Оба предложенных ответа достаточно вежливы, чтобы привести Водящего в растерянность или по крайней мере вызвать пересекающиеся трансакции, так что его фрустрация становится очевидной и, значит, может стать предметом анализа.

В психотерапевтической группе для людей, склонных к ЯППВ, хорошей практикой будет отказ от приглашения принять в ней участие. В этом случае антитезис ПБВДН, который в некоторой степени является также и антитезисом ЯППВ, будет полезен не только для Водящего, но и для остальных членов группы В нормальной ситуации человеческого общения нет никаких причин отказываться от участия в этой игре, если она ведется в дружеской и безобидной форме. Если же она представляет собой попытку использовать профессиональные знания, то может потребоваться антитезисный ход. Но в подобных ситуациях это может стать источником обиды, поскольку Ребенок миссис Уайт вдруг оказывается у всех на виду. При этих обстоятельствах лучше выйти из игры после первого хода и поискать более вдохновляющую игру, например «Динамо» первой степени.

Родственные игры . Игру «Почему бы вам не… – Да, но» следует отличать от ее противоположности «А почему же вы не… – Нет, но…», в которой выигрывает Родитель, а обороняющийся Ребенок в конце концов в замешательстве отступает, хотя и здесь точное воспроизведение диалога может показаться разумным разговором двух Взрослых, обсуждающих реальную ситуацию.

Вывернутая как бы наизнанку ПБВДН на первый взгляд напоминает игру «Крестьянка». В этом варианте миссис Уайт склоняет психотерапевта дать ей рекомендации, которые она не отклоняет, а, напротив, тут же принимает. Только после того, как психотерапевт уже совсем завяз в игре, он начинает замечать, что она его переиграла. То, что вначале казалось игрой «Крестьянка», оборачивается интеллектуальным вариантом «Динамо».

Игра ПБВДН может принимать форму «Сделай же со мной что-нибудь». Например, женщина не желает выполнять какую бы то ни было домашнюю работу, поэтому каждый вечер, когда муж возвращается с работы, у них начинается игра ПБВДН. Независимо от того, что говорит муж, жена ведет себя угрюмо и не стремится изменить свое поведение. В некоторых случаях ее мрачность может оказаться следствием болезни, что требует тщательного психотерапевтического анализа. Но и в этом случае игровой аспект не следует сбрасывать со счетов, поскольку он заостряет внимание на вопросах, почему муж выбрал именно такую супругу и каков его «вклад» в эту ситуацию.

Анализ Тезис : «Посмотрим, способен ли ты предложить решение, к которому я не могу придраться».

Цель : обретение уверенности.

Роли : беспомощный человек, советчики, Иллюстрации : 1) «Да, но я не могу сейчас делать домашнюю работу потому что…»; 2) беспомощная жена.

Социальная парадигма : Взрослый – Взрослый; Взрослый: «Что бы вы стали делать в случае…?»; Взрослый: «Почему бы вам не…»; Взрослый: «Да, но…»

Психологическая парадигма : Родитель – Ребенок; Родитель: «Я могу заставить тебя почувствовать благодарность за мою помощь»; Ребенок: «Ну, давай, попробуй».

Ходы : 1) проблема – решение; 2) возражение – решение; 3) возражение – замешательство.

«Вознаграждения »: 1) внутреннее психологическое – обретение уверенности; 2) внешнее психологическое – избегает капитуляции; 3) внутреннее социальное – ПБВДН, роль Родителя; 4) внешнее социальное – ПБВДН, роль Ребенка; 5) биологическое – разумное обсуждение; 6) экзистенциальное – «Все хотят мной командовать».

«Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

Эта фраза очень показательна и говорит о том, что человек не может быть удовлетворен никогда. Он всегда находит что-то отрицательное, что сводит к минимуму положительный результат.

Или другая фраза: «Да, хорошо, но это невозможно». И перечисляется куча причин, почему невозможно: я уже пробовал, но ничего не получилось; это зависит не от меня; от меня это совсем не зависит и т.п. Дорога к чему-то новому наглухо закрывается.

Причин такого выбора может быть несколько:

  • Нежелание что-либо менять в своей жизни
  • Общая неудовлетворенность жизнью

Выбор «не жить» или «жить потом»

Еще можно назвать это отсутствием энергии, отсутствием мотивации и т.п. Мы не будем сегодня глубоко это разбирать, потому что причины чаще всего индивидуальные и требуют детального рассмотрения.

Мы будем говорить только о том, что человек по своим личным причинам выбирает «не жить» или откладывает жизнь «на потом, когда…». Можно перечислить разные варианты: «ради чего?», «я не вижу смысла», «а что от меня зависит?», «когда у меня будет время, деньги», «когда выйду на пенсию», «когда вырастут дети» и т.п.

Люди, выбирающие «не жить», перекладывают ответственность за свою жизнь на других. «Я ничего не хочу», «мне ничего не интересно», «какой смысл?», «все и так хорошо», «лишь бы чего не вышло…», «а что я могу? От меня ничего не зависит» - примерные фразы на предложение что-то поменять в своей жизни. По большому счету это пассивные манипуляторы, изображающие беспомощность перед миром. Позволяя другим думать и действовать за них, они всегда остаются в выигрыше – ответственность не на них, но они пользуются плодами результата. Сознательно или бессознательно, они уверены, что их спасение в других людях. А «спасители» всегда находятся. Жена опекает и не бросает своего мужа-пьяницу, подруга вечно спасает своего друга-неудачника и т.п.

Людям, выбирающим «жить потом» кажется, что завтра у них будет больше времени и возможностей, чтобы что-то решить или начать что-то делать. Жизнь такими людьми воспринимается безграничной. И сейчас, в этот момент они отрекаются от нее.

Им можно долго говорить о том, что жизнь может закончиться в любой момент, что никогда не придет спаситель и т.д. Они все это прекрасно знают и понимают. Знают и понимают умом. Но здесь и сейчас они не способны наполнить свою жизнь смыслом и все ждут и надеются на бесконечность жизни и спасителя. И это ожидание, влечение к безжизненному существованию перебивает у них рационалистические поступки.

Говорить о том, чтобы они нашли в себе силы к жизненным изменениям, тоже бесполезно. Если они не «вечные страдальцы» и не «вечные жертвы обстоятельств», то конечно можно выступить в роли «спасителя» и показать «другую» жизнь, где у подобных людей могут включиться стимуляторы к жизни, появиться смысл. Но важно помнить главное, что помогать следует только тем, кто сам попросил о помощи и кто готов эту помощь принять, а не навязывать ее, чтобы еще больше не усилить состояние «без жизни» или не создать зависимость от вас, как от «вечного спасителя ». Потому что рано или поздно вам эта роль надоест и, отказавшись от этой роли, вы причините еще большие страдания, чем те, которые испытывает человек сейчас. Об этом –

Сказка о бабочке и человеке

Однажды в коконе появилась маленькая щель. Человек, который случайно проходил мимо, остановился и долго наблюдал, как из этой щели пытается выйти бабочка.

Время проходило, и человеку показалось, что бабочка оставила свои усилия, что она сделала все, что могла, но щель так и оставалась маленькой.

И тогда человек решил помочь бабочке, он взял нож и разрезал кокон. Бабочка вышла, но ее тельце было слабым и немощным, она едва двигалась.

Человек продолжал наблюдать, надеясь, что крылья бабочки расправятся, окрепнут и она улетит. Но ничего этого не происходило. И остаток жизни бабочка так и не смогла летать, она волочила по земле свое слабое тельце и свои не расправленные крылья.

Человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, было необходимо бабочке. Природа заставляла бабочку с трудом покинуть оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы мы могли жить не встречаясь с трудностями, мы никогда не стали бы сильными. Мы никогда бы не смогли летать.

Может быть в какой-то критической ситуации, когда произойдет глубина осознания конечности жизни и рухнет вера в спасителя, и придет осознание того, что смыслом жизнь наполнить может только сам человек . Только тогда у него смогут появиться силы к жизни и к изменениям. Но и это не факт. Очень многие так и не находят в себе силы выйти из безжизненного существования.

Еще две притчи для понимания:

Причина страданий

Мастер утверждал, что самая банальная причина страданий заключается в том, что человек сознательно хочет быть несчастным. Вот почему в абсолютно одинаковых ситуациях один будет счастлив, а другой нет.

Мастер рассказал о своей маленькой дочери, которой очень не хотелось отправляться в летний лагерь. Чтобы развеять ее дурное настроение, он дал ребенку несколько почтовых открыток, предварительно адресовав их себе.

- Каждый день просто пиши на открытке «У меня все хорошо» и опускай ее в почтовый ящик.

Девочка подумала немного и спросила:

- А как пишется слово «плохо»?

Две большие добрые птицы и маленькая птичка

Собрались большие добрые птицы на юг. К ним подлетает маленькая птичка и жалобно говорит:"Вы большие добрые птицы собрались на юг, вам хорошо там тепло".

Большие птицы ей отвечают:"Хочешь мы возьмем тебя с сбой на юг, тебе тоже будет хорошо?"

"А-АА!!?"- ехидно и жалобно ответила маленькая птичка, -"Вам хорошо, Вы большие добрые птицы, у вас большие крылья, вы сильные, а я маленькая, у меня маленькие крылья я быстро устану и упаду в море!"

"Тебе не придется лететь, мы тебя посадим к кому-нибудь на спину и ты спокойно долетишь с нами."- ответили ей большие добрые птицы.

"А-АА!!?"- жалобно ответила им маленькая птичка, - "Вы полетите высоко, вы большие добрые птицы, вам не холодно высока, а я маленькая, я быстро замерзну?"

"А ты спрячешься в перья и долетишь в тепле"- ответили большие добрые птицы.

"А-АА!!?" - жалобно ответила им маленькая птичка - "Вот вы прилетите на юг, у вас большие клювы, вам будет легко добывать себе пищу, а я маленькая у меня маленький клюв я не смогу добывать себе пищу и умру"

"Мы тебя будем кормить"- ответили большие добрые питцы - "и ты не умрешь от голода"

"А-АА!!?..... (маленькая птичка)

"ПОШЛА ТЫ HА …!!!" - сказали большие добрые птицы.

Нежелание что-либо менять в своей жизни

Я думаю, что каждый из нас хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда кто-то из знакомых жаловался вам на свою жизнь (работу, мужа, жену, лишний вес, плохие отношения с каким-то из знакомых и т.д.) Вы проникались данной проблемой и начинали предлагать варианты решения этой проблемы, но вместо того, чтобы принять возможные выходы, вы слышали в ответ: «Да, но…» Создавалось впечатление, что человек отрицает и защищается от всего, что может помочь ему решать эту проблему.

Обратите внимания на себя. Присуще ли это качество вам? Может быть, вы тоже не ищите способ избавиться от проблемы? Может быть, вам нужно только о ней поговорить и получить подтверждение ее существования? Может быть, и вы выбираете между «страдать» и «решить проблему» первое, «страдать»?

Почему это происходит?

Одна из основных причин – это привычка. Привычка так думать, там поступать, так реагировать.

Произошло событие, и человек получил определенный опыт. События имеют свойства повторяться, значит, и этот опыт будет закрепляться. Опыт закрепился, а дальше вырабатывается определенный стиль поведения. А определенный стиль поведения устанавливает закономерности.

ПОЛУЧЕНИЕ ОПЫТА –

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЕГО –

СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ –

ВСЕ ЗАКОНОМЕРНО, ВСЕ ОДНО И ТО ЖЕ.

Вот здесь и появляется «да, но…», потому что все знакомо, все понятно, все известно. Новое не понимается и не принимается. Но если все-таки новое и воспринимается, то только как вариант старого. Так образуется некая зона комфорта, где все понятно, предсказуемо и поэтому безопасно.

Новое – это риск. А риск вызывает беспокойство . И тогда привычное действие – отступить. Или сказать: «Да, но…» и найти кучу объяснений, почему этого делать не надо, уверяя, что результат будет тем же самым.

Если говорить о работе (место, должность, зарплата и т.д.), которая нас не устраивает, которая совсем не то, о чем мы мечтали, то неизвестно, что будет на другом месте. Здесь все привычно и знакомо, ну выскажем мы свое недовольство, поворчим, пострадаем. Но другое место – это же риск! ДА , конечно хочется получать побольше, и начальник чтобы не «дурак», и удовольствие от работы получать, НО где гарантия, что на другом месте будет лучше и зарплата выше?

Касаясь личной жизни, хотим мы этого или не хотим, но повторяем ошибки наших родителей. Правила, которые существовали в наших семьях, нам близки и удобны, даже не смотря на то, что они не работают во благо наших отношений. С годами мы все больше и больше становимся похожими на своих родителей. ДА , конечно хочется по-другому, и чтобы муж (жена) любил, и чтобы дети были послушными, НО я и так все делаю для семьи, вот только муж (жена) и дети этого не понимают. Или другие варианты ответов.

А наши привычки «выращены» годами. Они приносят нам проблемы, но эти проблемы известны, они свои, родные !

«Страдать»-то привычнее, чем попробовать что-то изменить, потому что возникает страх, а вдруг это новое принесет еще большие страдания.

И вот мы сидим в этой зоне комфорта, находим кучу причин, почему мы не хотим выходить из нее, почему нам что-то делать не надо или не имеет смысла. Наши стены от повторения одного и того же только крепнут. А причина страха только одна – нарушение стабильности .

Когда мы говорим «я не могу», «это не имеет смысла», «еще не время» или что-то подобное, то мы на самом деле говорим: «Я боюсь испытать новые ощущения, боюсь других, незнакомых мне переживаний ».

Поразмышляйте над вопросами:

  • Устраивает ли вас работа? Если нет, то какой вы представляете себе ее?
  • Устраивают ли вас личные отношения? Что бы вы хотели в них поменять?
  • Устраивают ли вас отношения с друзьями? Чем бы вы хотели их дополнить?
  • Устраивает ли вас ваш образ жизни? Чего в нем не хватает?
  • Чувствуете ли вы удовлетворение от прожитого дня? Как должен пройти день, чтобы вы почувствовали удовлетворение?
  • Что должно случиться в вашей жизни, чтобы вы начали действовать, а не размышлять, почему это невозможно?

Если мы начинаем действовать в нашей жизни не так, как всегда, то и наши привычки начинают меняться. А с изменением наших привычек изменяется и наша жизнь. Причем, чем выше дискомфорт от смены привычек, тем больше изменений за этим последует.

Самое сложное в изменении привычных действий – это начальный этап. И чаще всего именно здесь и «ломаются» все желания чего-то нового, чего-то другого. И сразу –убегание в нашу старую «зону комфорта», зону привычного действия, зону привычного реагирования.

Как это происходит, давайте рассмотрим на двух примерах.

Первый пример – утренняя зарядка.

Сколько раз вы давали себе зарок начинать день с зарядки? И сколько раз это обламывалось на «да, но…»? ДА , хорошо бы по утрам делать зарядку, НО надо же раньше встать, а так приятно лишние пять минут провести в постели. ДА , это конечно сделало бы меня бодрым на весь день, НО я уже столько раз пробовала и бросала, потому что утром у меня нет сил на зарядку, мне бы на работу не опоздать. И все опять так, как всегда. Мы опять с трудом просыпаемся, вяло тащимся в ванную, умываемся, завтракаем, стараемся не думать о том, что нас ожидает в течение дня. Или другой вариант – просыпаемся тогда, когда уже невозможно что-то делать медленно, и носимся по квартире с одной лишь мыслью – успеть бы и не опоздать.

Но представим себе, что мы все-таки приняли твердое решение начинать день с зарядки. И в первый же момент получили чувство дискомфорта: ранний подъем, преодоление лени, непонятно какие упражнения надо делать для бодрости. А после активной зарядки еще и мышцы заболели. Какая бодрость! Дискомфорт только усилился. Более того, дискомфорт будет усиливаться день ото дня и в какой-то период он достигает максимума. Но если мы это преодолеем, то вдруг почувствуем легкость, гибкость в теле, прилив сил. О, мы уже начинаем получать удовольствие от зарядки! Нет, маленький дискомфорт еще остается, ну хотя бы на то, чтобы преодолеть желание еще понежиться в кровати, но мы уже научились преодолевать это. А через какое-то время зарядка вообще станет привычным делом, от которого не хочется уже отказываться. Произошло то, что зарядка вошла в нашу зону комфорта. И зона расширилась.

Начинать все новое всегда трудно, чего бы это ни касалось. Если мы привыкли на определенный стимул реагировать определенным образом, то смена реакции обязательно повлечет за собой дискомфорт. Во-первых, надо вовремя заметить посыл , который вызывает реакцию, например, раздражения. Во-вторых, вовремя остановить эту привычную реакцию . В-третьих, вспомнить, что надо бы отреагировать как-то по-другому.

Вот для многих привычная картина. Мама приходит уставшая с работы и видит, что в большой комнате как всегда разбросаны игрушки, а ребенок занимается уже чем-то другим в своей комнате.

Мама в раздражении: «Ты опять разбросал игрушки. Ну, сколько можно тебе говорить – поиграл, убери за собой!»

Ребенок: «Да уберу я, уберу!» - тоже с ноткой раздражения в голосе, продолжая заниматься своим занятием.

Мама, еще больше заводясь: «Не уберу, а иди и убери сейчас же! Ты дождешься, что я их когда-нибудь выброшу!»

Продолжение может быть любым. Ребенок встает и нехотя идет убирать игрушки, потом заходит в свою комнату и закрывает дверь, показывая тем, что не хочет больше разговаривать. Обстановка раздражения сохраняется до конца вечера.

Второй вариант: ребенок игнорирует крики матери и продолжает заниматься своим делом. Мать от бессилия через какое-то время собирает игрушки сама.

И эта ситуация может повторяться изо дня в день. Ничего кроме отторжения между матерью и ребенком она не вызывает. Но она привычна! Мама расстраивается из-за непослушания ребенка, ребенок из-за того, что мама всегда только кричит. Вроде бы это и хочется изменить, но как говорит мама, что она уже не делала, все остается на своих местах. Но делала-то она всегда одно и то же! Раздражалась и кричала на ребенка.

Разбросанные игрушки – раздражение – крик – ссора

Вот привычная схема взаимодействия двух близких людей.

Непривычные действия. Мама заметила разбросанные игрушки (посыл) и, помня, что криком она не добьется нужного результата, остановила свое раздражение .

А дальше, как сработает фантазия. Можно спокойно сказать: «Слушай, у нас какие-то игрушки бесхозные, у них даже дома своего нет, им так там одиноко быть раскиданными на полу. Может быть, мы сделаем для них домик? Или, если ты не будешь возражать, давай отдадим их тому, кто будет о них заботиться?»

В следующий раз, если картина повторяется, снова остановить свое раздражение и опять посетовать на то, что они бесхозные и бездомные. Крайний случай – собрать игрушки в коробку и вынести на лестничную клетку, объяснив, что они там будут ждать своего хозяина, который хочет о них заботиться. Ни какой жалости к тому, что приходится «выбрасывать» игрушки, внутренне согласитесь с тем, что они могут исчезнуть, если ваш ребенок за ними не пойдет.

Но! И это очень важно – смена эмоционального посыла . Все делается дружелюбным, может и уставшим, но спокойным голосом. И схема меняется, конечно, не сразу, и даже через увеличение дискомфорта. Но, вы же помните, какого результата хотите добиться! ПОМНИТЕ, изменяем мы не ребенка, а себя, вернее, свою эмоциональную реакцию.

Раскиданные игрушки – спокойное состояние – отзывчивость ребенка – порядок в комнате

Это как пример, вариантов можно придумать множество. И помнить, что с первого раза игрушки не будут убираться на место. Ваша задача – преодолевая дискомфорт, придерживаться нового варианта поведения , даже когда ваши руки опускаются. Через какое-то время результат будет достигнут. Не верите? Проверьте. И помните о своем эмоциональном состоянии .

Почему я говорю с уверенностью? Это и мой опыт, и опыт многих, кто проходил обучение в группах «Осознанного внимания».

Мы рассмотрели два примера преодоления дискомфорта и получения необходимого результата. На основании этого можно сделать вывод:

  • чтобы преодолеть любой дискомфорт, необходимо понять, что дискомфорт – это естественная реакция на любом этапе пути;
  • если помнить о результате, которого вы хотите достигнуть, то дискомфорт – это даже очень преодолеваемое препятствие, потому что оно временное ;
  • даже маленькие изменения ваших привычных действий могут привести к большим изменениям в вашей жизни .

Выберете несколько небольших действий, которые бы вы хотели совершить, но инерция привычки не позволяет вам это сделать. Поверьте, вы способны преодолеть тот дискомфорт, который возникнет при смене реакции, ведь он временный, а за ним стоит нужный вам результат.

Научившись справляться с малым, вы получите опыт и уверенность для решения более сложных задач в своей жизни.

Общая неудовлетворенность жизнью

Это как раз тот случай, когда звучит фраза «Да, все замечательно, но могло быть и лучше!»

И тут все хорошо, и там все хорошо, все необходимое есть, и руки, ноги целы, и голова на месте, и работа вроде устраивает, и в личной жизни без больших проблем, но почему-то полной удовлетворенности нет.

Что-то все равно не так, что-то не устраивает… А вот и тренинг (статья) подходящий: «Как воплотить мечты в реальность» или «Десять способов стать счастливым» или «Как привлечь в свою жизнь удачу без усилий» и т.п.

О чем на самом деле в такой момент думает человек? Вот схожу на тренинг, послушаю, как воплощать мечты и стану счастливым (ну или что-то в этом духе). Приходит на тренинг, может даже активно участвует в нем, получает заряд энергии на неделю – другую. А потом опять все как всегда. Вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает… А потом опять – либо новый тренинг, обещающий сделать нас счастливыми, либо книга, которая объяснит как правильно жить, либо статья, дающая пошаговый рецепт счастья, которая будет только прочитана… Но почему-то оно, это долгожданное счастье, никак не приходит.

А что происходит? Человек развивает мозги, получает новые знания, и чем больше новых знаний, тем более неудовлетворенным становится. Мы знаем, мы очень хорошо знаем – как должно быть , каков должен быть мир, какое место мы должны занимать в нем, как все должно быть справедливо, все правильно. Но не получая точного воспроизведения своего знания, неудовлетворенность только возрастает. В нашем мире знания (читай – в нашей голове) – все прекрасно, но только мы входим в реальность – все ужасно, все не так.

Так чем же на самом деле занимается человек? Бежит от неудовлетворенного сознания в мир ума, понятий, представлений, знаний, и еще больше развивает свои мозги. И кажется что так все просто – удовлетвори человеку сознание, и он будет счастлив. Но как, если уже построены концепции? Как, если мы хотим только так, как знаем и не на миллиметр в сторону? Чем больше не удовлетворен человек, тем крепче его мозги, тем жестче его представления и требования.

Мы кидаемся в политику, в бизнес, в религию, в теории о человеческом обществе в надежде, что именно там и придет удовлетворенность. Но вся эта «возня» только от неудовлетворенного сознания.

А теперь вспомните, когда вы были по-настоящему счастливы. Вспомните, как эмоции переполняли вас, и вы в этот момент ни о чем не могли думать, не способны были размышлять. Эмоция останавливает мышление .

И как только вы начинаете размышлять, эмоции сразу же уходят, ум выталкивает их из сознания. Непосредственное восприятие подменяется оценками ума: хорошо – плохо, выгодно – не выгодно, как я выгляжу, что обо мне подумают, что я получу от этого. И чем больше мы размышляем, тем меньше остается эмоций, переживаний, состояний, тем меньше радости, счастья, удовлетворения . Если бы размышления, слова и знания приносили счастье, все уже давно были бы счастливы.

Но тут возникает другой вопрос – тогда зачем нам ум, размышления, знания, если они не дают возможности быть счастливым? Как здорово, надо перестать думать вообще, и счастье само спустится с небес. Но это уже другая крайность.

Непосредственное восприятие – это все наши эмоции. Оно всегда без оценок, это жизнь без целей. Зрение реагирует на красоту без размышления, слух реагирует на гармонию без осмысления. Если мы говорим о музыке, мы уже не наслаждаемся самим музыкальным произведением, ум подменяет непосредственное восприятие. Влюбленный человек не способен мыслить, пока не пройдут сильные эмоции.

Не рассказывайте о музыке, а наслаждайтесь ею. Не обсуждайте красоту природы, а прочувствуйте ее. Счастливые люди – не мастера слова, а знатоки состояний. Восхищенный человек не мыслит, а наслаждается своим состоянием. Счастливый человек не будет кричать о своем счастье, потому что как только включается ум, эмоция притупляется и уходит.

В непосредственном восприятии каждый мужчина становится джентльменом, каждая женщина – леди. Отзывчивость, уступчивость, юмор – спутники непосредственного восприятия.

Вот мы и подошли к самому главному – чередование знания (жизнь с целями) с непосредственным вне знания существованием (жизнь без цели) приводит нас к удовлетворенному сознанию, к удовлетворенности жизнью. Жизнь без целей включает стимуляторы, дает нам силы, вдохновение для того, чтобы мы могли достичь своих целей.

За что можно сказать "большое спасибо" Э.Берну - так это за его концепцию психологических игр, в которые очень любят играть люди. Я не буду здесь подробно расписывать эту теорию (так как преследую несколько иные цели), ограничусь только несколькими базовыми вещами.
Первое. Когда у человека отсутствуют подлинные взаимоотношения и способность таковые устанавливать, он начинает заменять эти отношения суррогатными. Они могут хорошо имитировать живой контакт, но именно что имитировать. Эта имитация и называется психологической игрой, так как любая игра - всегда имитация, частичное воспроизведение реальной жизни.
Второе. Зачем люди играют? Завязывать подлинные отношения трудно, так как происходит контакт живых, не запрятанных за крепости и доспехи душ, и возможность ранения, ошибки - велика. Обнаженная душа сама по себе очень ранима и чувствительна, и мы совершенно оправданно ее раскрываем лишь перед немногими людьми. Но если страх искреннего, честного контакта перевешивает стремление к нему, то доспехи мы не снимаем никогда. А общаться-то хочется... И тогда начинается игра, создающая иллюзию жизни, но при этом сохраняющая для общающихся/играющих чувство безопасности и определенности.
Третье. Откуда берется эта определенность? Любая игра имеет правила. Они достаточно четкие, и тот, кто играет, их знает - или на сознательном, или на бессознательном уровне. Раз играешь по правилам, то шаги "конкурента" можно просчитать и понять.

Итак, психологическая игра - это способ времяпровождения людей друг с другом при отсутствии искренности и подлинного эмоционального контакта, служащий суррогатным его заменителем, и строящийся по определенным правилам. Если все играющие стороны эти негласные правила соблюдают, то игра может идти бесконечно. Если кто-то играть не хочет или не понимает правил - он изгоняется из клуба игроков (через игнорирование или прямую агрессию).

В нескольких своих постах я попробую поразмышлять о тех играх, с которыми я в личной и профессиональной жизни сталкиваюсь, попытаюсь в них разобраться.

Игра "Да, но...".
Господа и дамы, это отличная игра, позволяющая одному человеку (вам) бесконечно жаловаться на жизнь, а другому или группе других лиц бесконечно удовлетворять потребность кого-нибудь спасти. Отлично может апробирована на психологах, социальных работниках, врачах и прочих представителях помогающих профессий. Каковы ее правила?

Этап 1. Вам необходимо обратиться за помощью. Желательно кратко, и неполно объяснить сущность своих затруднений (психологического, социального, материального, физического характера), чтобы другие участники получили смутное представление о ней. Можно как-то пнуть самого себя, чтобы вызвать жалость или сочувствие (это уже по вкусу). Например, "у меня никак не складываются отношения с девушками. Наверное, потому, что я урод".

Этап 2 . Вступают остальные игроки. Они задают уточняющие вопросы и начинают забрасывать разного рода советами, предположениями и предложениями. Вот тут-то и начинается ваш час славы. Все предложения и предположения необходимо встречать словами "Да, но..." и вариациями на эту тему:"конечно, в том, что вы сказали, есть рациональное зерно, но дело в том...", "спасибо за идею, однако...", "вы не правы, потому что...", "уже пробовал что-то похожее, и не помогло...", "классная идея, но мне не поможет...".

Например:
Вы: "У меня ничего не получается с девушками"
Советчик 1: "Знакомьтесь с ними в баре!"
Вы: "Да, но в бары и клубы ходят одни дуры и проститутки, а я ищу чистую, невинную душу".
Советчик 2: "Ну, тогда есть библиотеки!"
Вы: "Библиотеки?! Там собираются одни уродливые мымры, на которых никто не позарится!"
Советчик 1. "А почему вы решили, что в клубах собираются одни дуры и проститутки? Я, простите, там со своей будущей женой познакомился".
Вы: "Да, но вы же знаете, что личный опыт - это не показатель. Вам повезло, а на самом деле вот тут такая статистика по наркомании и алкоголизму в барах и клубах...".
Советчик 2.: "Если вы учитесь, что мешает общаться с однокурсницами?"
Вы: "Да, среди них есть симпатичные, но я хилый урод с атрофированными мышцами".
Советчик 2.: "Идите в спортзал!" (вот тут-то советчик 2 попался и можно его приложить одним ударом)
Вы: "Во-первых, нормальных спортзалов нет, во-вторых, накачанные фигуры - это все от анаболиков, а я забочусь о здоровье, в-третьих, у меня от природы такая астеничная фигура и ничего не поможет, в-четвертых, все равно я с девушками общаться не умею, поэтому даже с крутой фигурой у меня ничего не выйдет".
(Советчик 2 в шоке выходит из игры, он проиграл)
Советчик 3.: "Есть курсы пикаперов!"
Вы: "Это просто разводилово для закомплексованных неудачников".
Советчик 3 (закипая): "Ну, так к психотерапевту!!"
Вы: "Хорошая идея! А как найти нормального психотерапевта, кругом ведь жулики!"
(советчик 3 попадается на крючок)
Советчик 3: "О, вот и вот ссылки на статьи, как отличить нормальных психологов от жуликов".
Вы: "Я просмотрел эти ссылки. Ужас. Вообще вся эта психология - лажа".
Советчик 3: "ПОЧЕМУ?!!"
Вы: "Я много книжек читал. Ни фига не помогают... В общем, хоть кто-нибудь может помочь мне наладить отношения с девушками, или тут одни идиоты собрались!?"

Этап 3. Выигрыш - это доказательство всем помощникам, что они ни фига помочь не могут и только даром едят свой хлеб. Советчики и помощники могут долго играть с вами, так как точно так же, как и вы, удовлетворяют чувство собственной значимости (через спасение вас) и поддерживают вас в тонусе. Но если вы профессиональный игрок -

Психологическая игра "Почему бы вам не... - Да, но", занимает особое место в анализе психологических игр, так как именно эта психологическая игра послужила толчком к формулировке самого понятия игра. Она была первой вычленена транзактными аналитиками, а точнее Эриком Берном, из ее социального контекста. И психологическая игра "Почему бы вам не... - Да, но..."(ПБВДН), принадлежит к числу наиболее изученных. Кроме того, она также относится и к наиболее популярным психологическим играм. В нее играют в семье, на вечеринках и в самых разнообразных компаниях, включая и психотерапевтические группы.

Основные характеристики психологической игры "Почему бы вам не... - Да, но"(ПБВДН) видны из следующего примера. Женщины разговаривают за чашечкой чая. Одна жалуется другой. Назовем их Катя и Света.
_Катя_: Муж всегда хочет делать ремонт сам, но у него никогда ничего не получается так, как надо.
_Света_: Поговори с мужем еще раз. Может он все-таки согласится нанять кого-то?
_Катя_: Да, но нанять кого-то дорого.
_Света_:Ну пусть взмет несколько уроков у плотника.
_Катя_: Да, но у него нет времени на уроки.
_Света_: Может следует купить ему хорошие инструменты?
_Катя_: Да, но ты думаешь он умеет ими пользоваться?
_Света_: Но тогда может стоит примириться с тем, как он все делает, и довольствоваться этим?
_Катя_: Да, но ведь дом может просто рухнуть.
Вслед за таким обменом репликами обычно воцаряется молчание. Игра окончена! Наконец его прерывает одна из участниц разговора и произносит что-нибудь в следующем роде: "Ох уж эти мужчины, вечно хотят показать, какие они великие мастера" и начинается развлечение «Разве это не ужасно?» в варианте «Эти негодные мужья».

Таких примеров можно привести бесчисленное множество. В эту игру любят играть мужья и жены, родители и дети, начальники и подчиненные, врачи и пациенты, ученики со своими учителями и так далее. Вот еще наглядный пример:
Ученик: - Я бы так хотел хорошо знать Ваш предмет!
Учитель:-Замечательно! Если хочешь я могу давать тебе домой дополнительные материалы и задания, чтобы ты мог лучше разобраться в теме.
Ученик: - Да, но после занятий у меня почти каждый день тренировки в спортивной секции.
Учитель: - Хорошо, не обязательно все делать на следующий раз, принеси как сделаешь, можно даже через месяц.
Ученик:- Да, но через неделю я уезжаю на соревнования.
Учитель: -Давай я дам тебе материалы после твоего приезда.
Ученик:-Да, но там уже скоро сессия и экзамены по многим предметам.... И так далее до бесконечности.)

В психологической игре "Почему бы Вам не... - Да, но..." (ПБВДН) может принимать участие любое число "игроков" (собеседников). В компании Водящий ставит проблему. Остальные присутствующие предлагают одно решение за другим, причем каждое начинается словами: "Почему бы вам не..." Каждому решению Водящий (в примерах выше это были Катя и Ученик) противопоставляет очередное "Да, но...". Хороший игрок может успешно отражать натиск других игроков до тех пор, пока все они не сдадутся, а Водящий выиграет. Нередко приходится отвергнуть не менее десятка-двух предложений, пока не наступит тягостная тишина, знаменующая собой победу Водящего и очищающая сцену для следующей игры.

Подведем итоги. Каждый ход как бы забавляет Водящего и приносит ему внутреннее удовлетворение хотя бы тем, что еще одно предложение отвергается. Но истинной кульминацией психологической игры "Почему бы Вам не... - Да, но..." (ПБВДН) является пауза (или замаскированная пауза), которая наступает после того, как все остальные участники уже исчерпали свои возможности и им надоело придумывать приемлемые решения. Для того кто начал психологическую игру "Почему бы вам не... - Да, но...", это означает победу, ибо он продемонстрировал всем остальным, что это они не могут справиться с ситуацией. Если пауза не замаскирована, она может длиться несколько минут.

Другой любопытный чертой ПБВДН является то, что ее варианты для внешнего и внутреннего употребления совершенно одинаковы, но участники при этом меняются ролями. Во внешнем варианте, который мы наблюдали, в игре со многими участниками Водящий берет на себя роль Беспомощной Личности, нуждающейся в поддержке окружающих.

В другом варианте это более интимная игра и Водящий, например Катя, играет в нее дома с мужем. Здесь она уже выступает в роли источника мудрых и разумных советов. Однако такая смена ролей происходит не сразу. Пока будущий муж за ней ухаживает, она играет роль Беспомощной Личности и только после медового месяца начинает проявляться ее любовь покомандовать.

Возможно, незадолго до свадьбы она порой и выдавала себя, но жених этого не заметил, стремясь поскорее заключить союз с тщательно выбранной невестой. Если же он заметит ее промахи, их помолвка вполне может расстроиться "по уважительным причинам", а Катя, опечаленная, но отнюдь не поумневшая, возобновит поиски нового партнера.

Психологический Вампиризм. Беспомощная Личность.

Теперь подробнее о Беспомощной Личности. Наиболее часто встречающийся тип психологического вампиризма. Беспомощная Личность ставит задачу, а доноры пытаются ее решить. Игра, которую ведет Беспомощная Личность, как Вы уже догадались называется «Почему бы вам не?… - Да, но…». И как бы ни бились доноры, сколько бы их ни было, какие бы они ни были умные, проблему они не решат, и вампир победит их всех. Беспомощная Личность получает в процессе игры массу психологических «поглаживаний» и оставляет своих советчиков в дураках.

Загрузка...