sauna-rzn.ru

Существует ли душа. Доводы в пользу существования

Равнодушие дочери к старенькой больной маме...там нет души. Нет наверное сволочнее поступка, когда дети отказываются от ухода за больными, старыми родителями. Моя бывшая сестра и ее семейство, для которых моя мама все в жизни делала и тряслась за доченьку,отказалась вообще- ведь ее здоровью может повредить,она может набраться болезней и вообще квартира не ее, которую она забрала раньше не в счет, а раз она не прописала туда свою дочь-пусть ухаживает тот кто прописан-сын. Я и не собирался ее привлекать-это же ""элита"""которые живут,где вся ""элита" города, а за пределами как они выражаются-все быдло. За 3 года пока я ухаживал за мамой-у нее было 5 инсультов, гангрена ног-которые надо было все время промывать раствором перекиси и обрабатывать,перевязывать,даже позже надевая распиратор, чувствовалось запах гнилья,пальцы черные и уже отпадал один.Но это одно, памперсы менялись раз по10 на день,чтобы не было пролежней, но после этого надо было вымыть и протереть насухо,чтобы не было пролежней,они появились через 2,4 месяца, когда увезли в больницу на 12 дней с инсультом,хотя с утра до вечера с женой там были и переворачивали, но был вставлен катетор и вот результат, до этого размассажировали на копчике,тут как пошли и ступни и бока и на зади,только успевай обрабатывать. Естественно дочь появлялась проведать маму- первый раз через 7 месяцев, 2 через6, потом чаще через3,потом по графику недели через2, а когда мама уже не говорила и не понимала, то приходила на отметку почти каждый день на 5-10минут, постоит и уходит.В доме все спрашивали-"что сестра галочку об отметке поставила?" В свое время,когда мама была в здравии,но плохо ходила,навестил и зять,попросил подписать доверенность на дачу,так как маме трудно налоги платить и мало ли,потом только поставил перед фактом,что они продали дачу- вот очередной...как она переживала,ведь они с отцом все это воздвигали....не описать все, очень тяжело маме досталось,всю жизнь она защищала доченьку,а в старости та отказалась от нее-не помощи не по уходу ни какой, даже когда умерла моя мама,а умерла на моих руках, было сказано-0когда мы будем хоронить,чтобы им сказали и на поминки отказались идти. Вот мамочка и твоя любимая дочь, а сноху,которую всю жизнь гнобили- помогала мне, поднимали и мыли-заработала компрессорный перелом позвонка и 2 грыжи меж позвонковые, я не говорю о себе-много чего, спал по 2-4 часа в сутки, привык, сейчас уже в норме-таблетки не действуют,описывать чего набрался...я благодарен Богу,что он дал мне возможность ухода за моей мамой,она же моя-родная и помог, дал возможность вытерпеть...были случаи когда.приходилось писать отписку от увоза в больницу меня,жена в то время уехала помогать дочке в Питер, а у меня вдруг давление упало50 на30,упал очнулся сил что то нет, в общем история..., даже не пойму ка и вы карабкался,чудо,это только помощь Господа, Ладно,все проходит,моя мама уже там,у Боженьки, как все показали свое нутро-если еще в здравии мама сказала-"""с этой семьей даже не общайтесь, они злые,завистливые- это просто нелюди"" А завидовать им есть чему нам-мы любим с женушкой друг друга,а у них в семье этого никогда не было,что и у дочки ихней, только деньги. Я благодарен моим родным-жене,дочке и родителям жены,для меня они тоже мои.Простите,но про бывших сказать в оправдание нечего сказать,если даже батюшка сказал мне;""такие на смертном одре не изменятся"" Всем терпения и молитвы,

Тело человека изучено вдоль и поперек, и все же остается неисследованная область, о которой можно только размышлять и строить догадки. Много веков люди задаются вопросом: что такое душа? Если ее нельзя увидеть, значит ли, что ее не существует вовсе?

Что такое душа и где она находится?

С подачи религии понятие понимается, как находящееся в человеке «нечто», которое вселяется в тело в начале жизни и покидает с наступлением смерти. Что такое душа человека в общем смысле? Это человеческое сознание, мысли, образы и видения, особенности характера. Но место, где находится незримая сущность, разные народы определяют по-разному:

  1. В Вавилоне отводили для нее место в ушах.
  2. Древние евреи рассуждали, что носителем является кровь.
  3. Эскимосы полагают, что душа располагается в шейном позвонке, как самом жизненно важным органе.
  4. Но самое распространенное мнение: она живет в частях тела, задействованных в дыхании. Это грудь, живот, голова.

Что такое душа с научной точки зрения?

До сих пор неизвестно, из чего состоит душа, сколько она весит и в какой части тела располагается. Однако неоднократно совершались попытки докопаться до истины. В 1915 году американский врач Мак Дугалл измерял вес человека до и сразу после смерти. Колебания составили всего 22 грамма - такой вес присвоили «душе». Подобные опыты проводили и другие доктора, но данные не подтвердились. Точно одно: в момент отхода в мир иной и даже во время сна тело человека становится легче. Исследователи околосмертного состояния фиксировали аномальные движения и неясные всплески энергии.


Что такое душа в психологии?

Термин «психология» можно перевести, как «наука о душе». Хотя понятие это абстрактно, не имеет ни формы, ни доказательства, для психологии оно играет важнейшую роль и является главным предметом изучения. Несколько веков теологи и философы пытаются дать ответ на вопрос «Что такое человеческая душа?». Один из основоположников психологии, Аристотель, отрицал представление о ней, как веществе, но видел ее в разрыве от материи. Основной функцией сущности он называл реализацию биологического существования организма. Другой известный философ, Платон, выделяется три начала души:

  • низшее, неразумное – роднит человека с животными и растениями;
  • разумное – противодействующее стремлениям первого, господствующее над ним;
  • «яростный дух» - то, ради чего человек борется со всем миром, его стремления.

Что такое душа человека в православии?

Только церковь не ставит вопрос: . Священное Писание называет ее одной из двух составляющих каждого человека наравне с телом. Что такое душа в православии? Это основа жизни, бестелесная сущность, бессмертное незыблемое начало, сотворенное Господом. Тело можно умертвить, а душу – нет. Она невидима по природе, но одарена разумом, и ум принадлежит ей.

Неприкаянная душа – что это значит?

Люди проходят свой путь в этом мире, отмеренный им свыше. Верующие считают, что такое понятие, как душа после смерти покидает тело и отправляется в дальнейшее путешествие в другой мир. Но иногда сущность не находит покоя, если дела человека на земле не завершены. Что значит неупокоенная душа? Она привязана к месту, людям, событиям, не может отпустить тело и мир живых. Согласно поверьям не могут найти покой самоубийцы, трагически погибшие или те, кого «не отпускают» родные. Они как бы зависают между мирами и иногда являются живым в виде призраков.


Дух и душа - в чем разница?

Ступенью из сознания в реальности является душа, помогая адаптироваться в мире. Человеческое «я» определяется в этом мире духом, личностью. С точки зрения философии эти понятия друг от друга неотделимы, и оба находятся в теле, но все-таки различаются. И остается открытым вопрос: что такое дух и душа?

  1. Душа – нематериальная суть личности, двигатель жизни для человека. С ней вместе начинается всякий жизненный путь с самого зачатия. Ей подвластна область чувств и желаний.
  2. Дух – высшая степень всякой сущности, который ведет к Богу. Благодаря духу люди выделяются из мира животных, становятся на ступеньку выше. Дух – это самопознание, область воли и знания, и формируется в детском возрасте.

Болит душа – что делать?

Пусть увидеть внутренний духовный мир невозможно, но можно ощутить, в особенности почувствовать . Это происходит, когда человек испытывает сильные эмоции негативного характера, например, страдает после смерти близкого или тяжелого расставания. Люди не пришли к единому мнению, что делать если болит душа от любви или горя. Нет лекарств, чтобы унять страдания (в отличие от физической боли). Только время является самым надежным лекарем. Справиться с болью поможет поддержка близких. Они помогут в нужную минуту, дадут совет, отвлекут от грустных мыслей.

Доказательство, что есть душа

Скептики не дают однозначного ответа на вопрос: что такое душа, потому что ее нельзя узреть, измерить и потрогать. Однако есть доказательство, что душа существует, и не одно. Все они принадлежат к разным областям жизни.

  1. Историко-религиозное доказательство в том, что идея духовного начала заложена во всех мировых религиях.
  2. С точки зрения физиологии душа существует, так как ее можно взвесить. Это и пытались сделать многие ученые со всего мира.
  3. Как биоэнергия человеческая душа тоже проявляет себя и ее снимок – это невидимая аура, которую определяют специальные приборы.
  4. Доказательство Бехтерова в идее материальности мыслей и преобразовании их в энергию. Когда человек умирает, носитель мысли остается жить.

Что делает душа после смерти?

Нет единого мнения по поводу путешествия духовной сущности после смерти. Все знания об этом продиктованы Библией. Когда процессы жизнедеятельности прекращаются и мозг перестает работать, мысль покидает тело. Но это нельзя измерить и можно только принимать на веру. Согласно Библии душа после смерти проходит несколько этапов очищения:

  • на третий день отмирает эфирное тело;
  • на девятый – погибает астральное;
  • ментальное и казуальные тела покидают человека на сороковой день, и душа очищается.

Если верить древним писаниями, духовная сущность перерождается и находит новое тело. Но Библия говорит, что после смерти человек (то есть душа) попадает в рай или ад. Доказательство этому – показания людей, переживших клиническую смерть. Все они рассказывали о странном месте, в котором пребывали. Для одних оно было светлым и легким (рай), для других – мрачным, страшным, наполненным неприятными образами (ад). Пока продолжает оставаться одной из главных загадок человечества.

Встречаются и еще более интересные истории о выходе души из тела – во время сна и не только. Применяются даже специальные практики, с помощью которых можно астральное начало отделить от физического и отправиться в путешествие по хрупкой материи. Вполне вероятно, что все без исключения люди способны на сверхъестественные вещи, но еще не до кона изучили науку жизни и смерти.

По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Душа не есть что-то материальное, вещественное, видимое. Это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, нашей совести, дара веры в Бога. Душа бессмертна. Душа – это бесценный дар Божий, полученный от Бога исключительно по любви Его к людям. Если бы человек и не знал из Священного Писания, что, кроме тела, он имеет еще душу, то при одном уже только внимательном отношении к себе и окружающему миру, он мог бы понять, что присущие только ему: разум, сознание, совесть, вера в Бога, все то, что отличает его от животного, составляет его душу.

Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости. Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.

Именно душа делает всех людей равными перед Богом. И мужчине, и женщине даны Богом при творении одинаковые души. Душа, которую дал людям Господь, носит в себе образ и подобие Божие .

Бог – вечен, Он не имеет ни начала ни конца Своему Бытию. Наша душа, хотя и имеет начало своему существованию, но она не знает конца, она бессмертна.
Бог наш есть Бог Всемогущий. И человека Бог наделил чертами могущества; человек – хозяин природы, он владеет многими тайнами природы, он покоряет себе воздух и другие стихии.

Душа сближает нас с Богом. Она Нерукотворный , предназначенный быть жилищем для Духа Божия. Она является местом обитания в нас Духа Божия. И в этом ее высочайшее достоинство. В этом ее особая честь, предназначенная ей Богом. Даже чистым и безгрешным не дано этой чести. Не о них сказано, что они являются Храмом Духа Святаго, а о человеческой душе.
Человек не рождается готовым храмом Божиим.

И при крещении человека она одевается в белоснежные одежды, которые обычно в течение жизни загрязняются грехами. Нельзя забывать, что наша духовная природа так устроена, что все мысли, чувства, желания, все движения нашего духа тесно связаны между собой. И грех, попадая в сердце, даже когда еще и не совершен, а только пришла мысль о нем, а потом уже и через действие, сразу налагает свою печать на все стороны нашей духовной деятельности. И добро, вступая в борьбу со злом, проникшим в нас, начинает слабеть и тускнеть.
Очищается душа слезным покаянием. И это необходимо, ибо она есть Храм Святаго Духа. А Дух Святой может обитать только в чистой храмине. Очищенная же от грехов душа представляет собой невесту Божию, наследницу рая, собеседницу Ангелов. Она становится царицей, исполненной благодатных дарований и милостей Божиих.

Из книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» - это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» - часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

Происхождение души

Происхождение души каждого отдельного человека не раскрыто вполне в слове Божием, как “тайна, ведомая одному Богу” (св. Кирилл Александрийский), и Церковь не предлагает нам строго определенного учения об этом предмете. Она решительно отвергла только взгляд Оригена, унаследованный из философии Платона, о предсуществовании душ, согласно коему души приходят на землю из горного мира. Это учение Оригена и оригенистов осуждено Пятым вселенским собором.

Однако данное соборное определение не устанавливает: творится ли душа от душ родителей человека, и в этом только общем смысле составляет новое творение Божие, или же каждая душа непосредственно отдельно творится Богом, соединяясь затем в определенный момент с образующимся или образовавшимся телом? По взгляду одних Отцов Церкви (Климент Александрийский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Феодорит), каждая душа отдельно творится Богом, причем некоторые приурочивают соединение ее с телом к сороковому дню образования тела. (К точке зрения отдельного творения каждой души решительно склонилось римо-католическое богословие; она догматически проводится и в некоторых папских буллах; папа Александр 7 связал с этим взглядом учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии). - По взгляду других учителей и Отцов Церкви (Тертуллиана, Григория Богослова, Григория Нисского, преп. Макария, Анастасия Пресвитера), о субстанции, душа и тело, одновременно получают свое начало и совершенствуются: душа творится от душ родителей, как тело от тел родителей. Таким образом, “творение здесь понимается в широком смысле, как участие творческой силы Божией, присущей и необходимой всюду для всякой жизни. Основанием для этого взгляда служит то, что в лице праотца Адама Бог сотворил род человеческий: “от одной крови Он произвел весь род человеческий ” (Деян. 17:26). Отсюда следует, что в Адаме потенциально даны душа и тело каждого человека. Но Божие определение осуществляется так, что и тело и душа творятся, созидаются Богом , ибо Бог все содержит в своей руке, “Сам дая всю жизнь и дыхание, и все ” (Деян. 17:25). Бог, создав, созидает.

Св. Григорий Богослов говорит: “Как тело, первоначально сотворенное в нас из персти, сделалось впоследствии потомком человеческих тел и от первозданного корня не прекращается, в одном человеке заключая других: так и душа, вдохнутая Богом, с сего времени сопривходит в образуемый состав человека, рождаясь вновь, из первоначального семени (очевидно, по мысли Григория Богослова, семени духовного) уделяемая многим, и в смертных членах всегда сохраняя постоянный образ… Как дыхание в музыкальной трубе в зависимости от толщины трубы производит звуки, так и душа, оказывающаяся бессильной в немощном составе, появляется в составе укрепившимся и обнаруживает тогда весь свой ум” (Григорий Богослов, слово 7, О душе). Таков же взгляд и Григория Нисского.

О. Иоанн Кронштадтский в своем Дневнике рассуждает так: “Что такое души человеческие? Это одна и та же душа или одно и то же дыхание Божие, которое Бог вдохнул в Адама, которое от Адама и доселе распространяется на весь род человеческий. Все люди, поэтому все равно, что один человек или одно древо человечества. Отсюда заповедь самая естественная, основанная на единстве нашей природы: “Возлюби Господа Бога твоего (Первообраз твой, Отца твоего) всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим. Возлюби ближнего твоего (ибо кто ближе ко мне подобного мне, единокровного мне человека), как самого себя “. Естественная необходимость исполнять эти заповеди” (Моя жизнь во Христе).

Из книги протопресвитера Михаила Помазанского

Душа, дух и тело: как они соотносятся в православии?

Душа, не являясь «частью» человека, есть выражение и проявление целостности нашей личности, если смотреть на нее под особым углом зрения. Тело также является выражением нашей личности, в том смысле, что хотя тело и отличается от души, оно дополняет ее, а не противопоставлено ей. «Душа» и «тело», таким образом, только два способа отобразить энергии единого и нераздельного целого. Взгляд настоящего христианина на человеческую природу всегда должен быть целостным.

Иоанн Лествичник (VII век) говорит о том же самом, когда в недоумении описывает свое тело:

«Оно – мой союзник и мой враг, мой помощник и мой противник, защитник и изменник… Что за загадка такая во мне? По какому закону душа соединена с телом? Как можно быть одновременно и своим другом, и своим недругом?»

Однако если мы чувствуем в себе это противоречие, эту борьбу между душой и телом, то вовсе не потому, что Бог создал нас такими, а потому, что мы живем в падшем мире, подверженном влиянию греха. Бог со Своей стороны сотворил человека как нераздельное единство; а мы через нашу греховность нарушили это единство, хотя полностью и не разрушили его.

Когда апостол Павел говорит о «сем теле смерти» (Рим 7:24), он имеет в виду наше падшее состояние; когда он говорит: «…тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа… Посему прославляйте Бога и в телах ваших» (1Кор 6:19-20), он говорит о первозданном, сотворенном Богом теле человека и о том, каким оно станет, спасенное, восстановленное Христом.

Также и Иоанн Лествичник, когда называет тело «врагом», «неприятелем» и «предателем», имеет в виду его нынешнее падшее состояние; а когда называет его «союзником», «помощником» и «другом», обращается к его истинному, естественному состоянию до грехопадения или после восстановления.

И когда мы читаем Писание или творения Святых отцов, нам следует каждое высказывание об отношениях души и тела рассматривать в его контексте, с учетом этого важнейшего различия. И как бы остро мы ни ощущали это внутреннее противоречие между физическими и духовными потребностями, никогда не следует забывать о принципиальной целостности нашей личности, сотворенной по образу Божьему. Наша человеческая природа сложна, но она едина в своей сложности. В нас есть различные стороны или склонности, но это есть разнообразие в единстве.

Истинный характер нашей человеческой личности, как сложной целостности, разнообразия в единстве, прекрасно выразил святой Григорий Богослов (329-390). Он различал два уровня творения: духовный и материальный. Ангелы относятся только к духовному или нематериальному уровню; хотя многие Святые Отцы считают, что только Бог абсолютно нематериален; ангелов, по сравнению с другими творениями, все же можно назвать относительно «бестелесными» (asomatoi ).

Как говорит Григорий Богослов, каждый из нас есть «земной и в то же время небесный, временный и в то же время вечный, видимый и невидимый, стоящий на середине пути между величием и ничтожностью, одно и то же существо, но и плоть, и дух». В этом смысле каждый из нас есть «второй космос, огромная вселенная внутри маленькой»; внутри нас содержится разнообразие и сложность всего творения.

Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» . Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.

По замыслу Создателя тело должно подчиняться Душе, а душа духу. Или, иными словами, душа должна служить рабочим органом для духа, а тело предназначено осуществлять деятельность души. У неповрежденного грехом человека именно так и происходило: Божественный голос раздавался в самом святилище духа, человек понимал этот голос, сочувствовал ему, желал исполнить его указание (то есть волю Божию) и исполнял ее делом при посредстве своего тела. Так и ныне, чаще всего поступает человек, обучившийся с Божией помощью всегда руководствоваться голосом христианской совести, способной верно различать добро и зло, восстановивший тем самым в себе образ Божий.

Такой восстановленный человек внутренне целен, или, как говорят еще о нем, целеустремлен или целомудрен. (Во всех словах один корень – целый , тот же корень и в слове “исцеление”. Такой человек, как образ Божий, исцелен.) В нем нет внутреннего разлада. Совесть возвещает волю Божию, сердце ей сочувствует, ум обдумывает средства к ее осуществлению, воля желает и добивается, тело без страха и ропота подчиняется воле. И по совершении действий совесть же доставляет человеку утешение на его нравственно-верном пути.

Но грех извратил этот правильный порядок. И едва ли в этой жизни возможно встретить человека, живущего всегда целомудренно, цельно, по совести. У человека, не перерожденного Божией благодатию в аскетическом подвижничестве, весь состав его действует вразнобой. Совесть иногда пытается вставить свое слово, но гораздо громче раздается голос душевных желаний, ориентированных большей частью на плотские потребности, к тому же нередко излишние и даже извращенные. Ум устремлен к земным расчетам, а чаще и вовсе отключен и довольствуется лишь поступающей внешней информацией. Сердце руководится непостоянными сочувствиями, тоже греховными. Сам человек толком не знает, для чего он живет, а следовательно, и чего он хочет. И во всей этой разноголосице не поймешь, кто же командир. Скорее всего – тело, ибо его потребности большей частью стоят на первом месте. Телу подчинена душа, а на последнем месте оказываются дух и совесть. Но поскольку такой порядок явно не естествен, то он постоянно нарушается, и вместо цельности в человеке идет непрерывная внутренняя борьба, плодом которой является постоянное греховное страдание.

Бессмертие души

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Вера в бессмертие души нераздельна с религией вообще и тем более составляет один из основных предметов веры христианской.

Она не могла быть чуждой и . Ее выражают слова Екклесиаста: “И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его ” (Еккл. 12:7). Весь рассказ третьей главы Бытия - со словами Божия предостережения: “если вкусите от древа познания добра и зла, то смертью умрете - есть ответ на вопрос о явлении смерти в мире и, таким образом, он сам по себе является выражением идеи бессмертия. Мысль, что человек предназначен был к бессмертию, что бессмертие возможно, содержится в словах Евы: “…только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть ” (Быт. 3:3).

Освобождение из ада, бывшее предметом надежды в Ветхом Завете, стало достижением в Новом Завете . Сын Божий “нисходил прежде в преисподние места земли “, ” плен пленил ” (Ефес. 4:8-9). В прощальной беседе с учениками Господь сказал им, что Он идет приготовить место им, чтобы они были там, где Он Сам будет (Иоан. 14:2-3); и разбойнику изрек: “ныне же будешь со мною в раю ” (Лук. 23:43).

В Новом Завете бессмертие души является предметом более совершенного откровения, составляя одну из основных частей собственно христианской веры, одушевляющую христианина, наполняющую его душу радостной надеждой жизни вечной в царствии Сына Божия. “Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение…, имею желание разрешиться и быть с Христом ” (Филип. 1:21-23). “Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище ” (2 Кор. 5:1-2).

Само собою разумеется, что св. Отцы и учители Церкви единогласно проповедовали бессмертие души, с тем только различием, что одни признавали ее бессмертной по естеству, другие же - большинство - бессмертной по благодати Божией: “Бог хочет, чтобы она (душа) жила” (св. Иустин Мученик); “душа бессмертна по благодати Бога, Который делает ее бессмертною” (Кирилл Иерусалимский и др.). Отцы Церкви этим подчеркивают разницу между бессмертием человека и бессмертием Бога, Который бессмертен по существу Своей природы и потому есть “единый имеющий бессмертие ” по Писанию (Тим. 6:16).

Наблюдение показывает, что вера в бессмертие души всегда внутренне нераздельна с верою в Бога настолько, что степень первой определяется степенью последней. Чем живее в ком бывает вера в Бога, тем тверже и несомненнее оттого вера в бессмертие души. И наоборот, чем слабее и безжизненно, кто верит в Бога, тем с большим колебанием и большим сомнением он подходит и к истине бессмертия души. А кто совсем теряет или заглушает в себе веру в Бога, тот обыкновенно перестает вовсе верить в бессмертие души или в будущую жизнь. Это и понятно. Силу веры человек получает от Самого Источника Жизни, и если он прерывает связь с Источником, то он теряет этот поток живой силы, и тогда никакие разумные доказательства и убеждения не в состоянии влить в человека силу веры.

По праву можно сказать, что в Церкви Православной, Восточной, сознание бессмертия души занимает должное, центральное место в системе учения и в жизни Церкви. Дух церковного устава, содержание богослужебных чинов и отдельных молитвословий поддерживают и оживляют в верующих это сознание, веру в загробную жизнь душ наших близких усопших и в наше личное бессмертие. Эта вера ложится светлым лучом на все жизненное дело православного христианина.

Силы души

«Силы души, - пишет св. Иоанн Дамаскин, - разделяются на разумную силу и неразумную. Сила неразумная имеет две части: …жизненную силу и часть, подразделяющуюся на раздражительную и вожделевательную». Но так как деятельность силы жизненной - растительно-животное питание тела - проявляется только чувственно и совершенно бессознательно, а поэтому не входит в учение о душе, то остается в учении о душе нашей рассматривать следующие силы ее: словесно-разумную, раздражительную и вожделевательную. На эти три силы и указывают св. отцы Церкви и эти именно силы признают главными в душе нашей. «В душе нашей, - утверждает св. Григорий Нисский, - усматриваются по первоначальному разделению три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения» . Такое учение о трех силах души нашей мы находим в творениях св. отцов Церкви почти всех веков.

Эти три силы должны быть обращены к Богу. Именно таково их естественное состояние. По словам аввы Дорофея, который соглашается здесь с Евагрием, «разумная душа тогда действует по естеству, когда вожделевательная часть ее желает добродетели, раздражительная подвизается о ней, а разумная предается созерцанию сотворенного» (Авва Дорофей. С.200). А преподобный фалассий пишет, что «отличительною чертою разумной части души должно служить упражнение в познании Бога, а желательной – любовь и воздержание» (Добр. Т.3. С.299). Николай Кавасила, затрагивая тот же вопрос, соглашается с упомянутыми отцами и говорит, что человеческое естество создано для нового человека. Мы получили «мышление (λογισμό), чтобы познавать Христа, а желание – чтобы стремиться к Нему, и приобрели память, чтобы нести Его в ней», ибо Христос является первообразом людей.

Похоть и гнев составляют так называемую страстную часть души, разум же – разумную. В разумной части души падшего человека господствует гордость, в вожделевательной – главным образом плотские прегрешения, а в раздражительной – страсти ненависти, гнева, памятозлобия.

  • Разумная

Человеческий ум находится в постоянном движении. Разные мысли приходят в него или рождаются в нем. Ум не может оставаться вполне праздным или замкнутым в себе. Он требует себе внешних раздражителей или впечатлений. Человеку хочется получать информацию об окружающем мipe. Это потребность разумной части души, притом самая простая. Более высокая потребность нашего разума – тяга к размышлению и анализу, свойственная кому-то в большей, а кому-то в меньшей мере.

  • Раздражительная

Выражается в тяге к самопроявлению. Впервые просыпается она еще у ребенка вместе с первыми словами: “я сам” (в смысле: сам сделаю то или другое). В общем, это естественная потребность человека – не быть чьим-то чужим орудием или автоматом, а принимать решения самостоятельные. Наши желания, будучи поражены грехом, требуют наибольшей воспитательной работы, чтобы быть направленными на добро, а не на зло.

  • Вожделевательная

Чувствительная (эмоциональная) сторона души требует и для себя свойственных ей впечатлений. Это, в первую очередь, эстетические запросы: созерцать, слушать что-нибудь красивое в природе или в человеческом творчестве. У некоторых же художественно-одаренных натур возникает потребность и к творчеству в мipe прекрасного: неодолимая тяга рисовать, лепить или петь. Более высокое проявление чувствительной стороны души – сопереживание радости и горя других людей. Есть и иные сердечные движения.

Образ Божий в человеке

Священный писатель о сотворении человека повествует:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. 1:26-27).

В чем же состоит в нас образ Божий? Церковное учение внушает нам только, что человек вообще сотворен “по образу, “но какая именно часть нашей природы являет в себе этот образ, не указывает. Отцы и Учителя Церкви по-разному отвечали на этот вопрос: одни видят его в разуме, другие в свободной воле, третьи в бессмертии. Если соединить их мысли, то получается полное представление, что такое образ Божий в человеке по наставлению св. Отцов.

Прежде всего, образ Божий нужно видеть только в душе, а не в теле. Бог, по природе Своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Поэтому понятие образа Божия может относиться только к невещественной душе: это предупреждение считают нужным сделать многие Отцы Церкви.

Человек носит образ Божий в высших свойствах души, особенно, в ее бессмертии, в свободной воле, в разуме, в способности к чистой бескорыстной любви.

  1. Вечный Бог наделил человека бессмертием его души, хотя душа бессмертна не по самой природе своей, а по благости Божией.
  2. Бог совершенно свободен в Своих действиях. И человеку он дал свободную волю и способность в известных рамках к свободным действиям.
  3. Бог премудр. И человек наделен разумом, способным не ограничиваться только земными, животными потребностями и видимой стороной вещей, а проникать в их глубину, познавать и объяснять их внутренний смысл; разумом, способным подняться к невидимому и устремиться своей мыслью к Самому виновнику всего существующего - к Богу. Разум человека делает сознательной и подлинно свободной его волю, потому что он может выбирать для себя не то, к чему влечет его низшая его природа, а то, что соответствует его высшему достоинству.
  4. Бог создал человека по Своей благости и никогда не оставлял и не оставляет его Своей любовью. И человек, получивший душу от вдохновения Божия, стремится, как к чему то, к себе родственному, к верховному своему Началу, к Богу, ища и жаждая единения с Ним, на что отчасти указывает возвышенное и прямое положение его тела и обращенный вверх, к небу, его взор. Таким образом, стремление и любовь к Богу выражают образ Божий в человеке.

Обобщая, можно сказать, что все добрые и благородные свойства и способности души являются таким выражением образа Божия.

Есть ли различие между образом и подобием Божиим? Большая часть свв. Отцов и учителей Церкви отвечает, что есть. Они видят образ Божий в самой природе души, а подобие - в нравственном совершенствовании человека, в добродетели и святости, в достижении даров Святого Духа. Следовательно, образ Божий получаем мы от Бога вместе с бытием, а подобие должны приобретать сами, получивши к тому от Бога только возможность. Стать “по подобию” зависит от нашей воли и приобретается посредством соответствующей нашей деятельности. Потому о “совете” Божием и сказано: “сотворим по образу Нашему и по подобию”, а о самом действии творения: “по образу Божию сотворил его”, рассуждает св. Григорий Нисский: “советом” Божиим дана нам возможность быть “по подобию”.

Вопрос о том, существует ли душа у человека или же нет, стал возникать после появления и распространения атеизма, то есть - с конца позапрошлого столетия. Именно тогда начали проводиться различные опыты со взвешиванием тела при жизни и после смерти, с искусственным введением в коматозное состояние и ряд иных, подобных экспериментов.

Некоторые философы связывают появление подобного вопроса с массовой потерей веры или же ее ослаблением, с кризисом церковных конфессий. Другие полагают, что интерес к тому, где у человека душа и существует ли она, возник естественно, вследствие развития цивилизации, вместе с научно-технической революцией. То есть вовсе не говорит о кризисе в вере или ее потере.

Что такое душа?

Понимание души может быть разным. Часто значение этого термина сводится к наличию некоего астрального тела или же сгустка энергии, заключенного в физическую оболочку.

Верующие христиане полагают, что тело и душа человека неразрывны при жизни. В буддистских и индуистских конфессиях допускается отделение души от тела и ее путешествие по иным мирам.

Древние египтяне считали душу сочетанием многих человеческих качеств, таких как сознание, образ мыслей, черты, присущие характеру, тип поведения и так далее. Греческие философы были убеждены, что душа - копия человека, сам человек, но лишенный тела.

Поэтому единого определения, объясняющего, что же такое душа, не существует. Понимание этого слова свое в каждой культуре и исторической эпохе.

Зачем нужна душа?

В Средневековье среди алхимиков, согласно городским пражским легендам, которые пересказывают туристам гиды во время тематических путешествий по ночному городу, была распространена шутка о том, для чего требуется душа. Суть шутки в том, что на вопрос - зачем человеку душа, следовал ответ - чтобы было что продать дьяволу.

Понимание того, для чего требуется душа, как и само определение этого термина, в разные времена отличалось. Так же неоднозначно ее необходимость понимали и разные народы.

Однако у всех религиозных конфессий и древних верований есть одно общее представление того, для чего требуется людям наличие души. Заключается этот общий момент в том, что именно душа продолжает жить после смерти тела, она бессмертна, в отличие от бренной оболочки.

То есть можно утверждать, что душа требуется для вечной жизни. Именно так объясняли необходимость ее наличия во все времена, от древнейших дней поклонения идолам до сегодняшнего, наполненного культурой потребления, времени.

Где находится душа?

Во многих религиях душа является тем, что отличает человека от животного. Но вот где она расположена - на этот вопрос религиозные учения не отвечают.

Древние греки, к примеру, были убеждены в том, что душа человека находится в его крови. Демокрит, Анаксагор и Эмпедокл в своих трудах весьма убедительно доказывают, что смерть человека от потери крови наступает именно из-за того, что тело покидает душа.

Египтяне, жившие в глубокой древности, полагали, что душа человека обитает в конкретных органах. Именно по этой причине при мумификации органы извлекались и размещались в специальные священные сосуды.

Многие современные ученые считают, что научная проблема души человека, как ее наличия, так и месторасположения, давно решена. К примеру, Стюарт Хамерофф, профессор Университета штата Аризона, анестезиолог и психолог, в своих исследованиях пришел к выводу, что душа является ничем иным, как энергетическим накоплением жизненного опыта и деятельности мозга. Профессор Хамерофф полагает, что душа - это некий сгусток энергии, схожей с квантовой. А ее местонахождение при жизни - мозг. Интересна выведенная из этого теория, не подтвержденная практическими наблюдениями и описывающая общее информационное поле Вселенной, возможно, и являющееся той высшей силой, которая помогает верующим после молений.

Есть ли у нее вес?

В то, что душа человека имеет ощущаемые физические характеристики, которые поддаются измерению, верили еще в Древнем Египте. После смерти человека на суде в загробном мире перед престолом Осириса взвешивалось его сердце, которое, согласно верованиям, было последним физическим пристанищем души.

Ученых, склонных к тому, чтобы практически исследовать что-либо, вопрос веса тоже интересовал. Вероятно, по причине того, что иные физические характеристики души измерять не представляется никакой возможности.

Опытов по взвешиванию людей до их смерти и после нее проводилось достаточно много. В результате в 1960 году прошлого столетия Дункан Мак-Дугал поставил в этом вопросе «жирную точку». Проведя ряд публичных открытых экспериментов в «полевых условиях» одного из хосписов, он доказал, что разница в весе человека до смерти и после нее - неизменна. Она варьируется в промежутке от 20,6 до 22,1 граммов. То есть средний вес, которым обладает душа человека равен значению в 21 грамм.

Разница в весе живых и мертвых действительно относится к душе?

Долгое время вопрос считался закрытым. Открыл его вновь Эугениус Кугис, профессор, преподаватель в литовской Академии наук. В 2001 году этот ученый озадачился вопросом о том, почему разница в весе живых и мертвых является массой души. Вполне вероятно, что это значение веса чего-то иного, к душе отношения не имеющего. Профессор не оспаривал данные экспериментов Мак-Дугала и его предшественников, он лишь усомнился в их выводах.

Проведя ряд исследований, профессор сумел полностью опровергнуть выводы ученых. Потерю веса в двадцать с небольшим грамм обуславливает не исход души, а биохимический процесс, заключающийся в потере жидкостей в момент смерти.

Сколько она может весить?

Однако этот же профессор не успокоился на достигнутом и провел большое исследование с участием 23 добровольцев.

Суть работы заключалась в практическом подтверждении теории о том, что душа покидает тело в момент сна. И содержание сновидений человека не что иное, как отображение мест, в которых блуждает его душа. В этой же теории присутствует сложная гипотеза о бесконечности измерений и миров, а основана она на религиозных представлениях, принятых в буддизме и индуизме.

Участники эксперимента спали на кроватях со встроенными сверхчувствительными приборами, фиксирующими даже мельчайшие изменения в организме человека. Разумеется, фиксировался и вес. Разница в этом показателе в момент фазы глубокого сна, то есть в то время, когда человеку и грезятся видения, с обычной массой составила 3-7 грамм. Профессор сделал вывод, что именно эти цифры и являются уровнем веса души.

Однако, как и в случае своих предшественников, чьи выводы Кугис опроверг, его собственное заключение бездоказательно. Эксперименты показывают только то, что спящий весит на определенное количество грамм меньше, и все. Говоря словами самого литовского ученого, можно озадачиться вопросом о том, что же именно весит от 3 до 7 грамм, точно ли это душа или же нечто иное?

А есть ли у нее физические параметры?

Мировые религии представляют душу лишенной физических показателей, которые можно взвесить, измерить, потрогать. Вместо них у нее есть иные, не измеряемые характеристики, такие как глубина души человека, ее чистота, здоровье, состояние и прочие подобные параметры.

У такого представления есть косвенные подтверждения. К примеру, сложившиеся во всех мировых языках устойчивые выражения наподобие «душа болит». На пустом месте однотипные фразы не рождаются и тем более не присутствуют столетиями в разговорной речи, не употребляются при описании эмоционального состояния.

Существует достаточно любопытная закономерность. Человек может бесконечно при помощи эпитетов описывать свое состояние, однако те, кто его станет слушать, поймут монолог по-разному, каждый по-своему. Но если вместо всех эпитетов сказать фразу «душа требует» - все абсолютно слушатели поймут, о чем говорится, одинаково. Причем поймут именно то, что и хочет донести до них рассказчик.

Другим косвенным подтверждением являются исследования ученых, представляющие душу в виде сгустка квантовой или же иной энергии. У энергии нет измеряемых характеристик, которые можно взвесить или иначе практически исследовать.

Сколько у нее жизней?

Многие парапсихологи состояние души человека объясняют тем, какую по счету земную жизнь она ведет. У скептиков, да и просто у здравомыслящих людей, в связи с этим возникает множество вопросов. Если характеристики физические нет никакой возможности измерять или как-то иначе обозначить, как и сам факт существования души, то тогда каким же образом удастся подсчитать количество ее жизней? Чем можно подтвердить их наличие?

Как правило, если речь заходит о жизнях и их порядковом значении пребывания в этом мире, вспоминается поговорка о кошках. Однако у хвостатых все просто, согласно поговорке. Жизней у них девять, причем находящихся в рамках одного мирского срока. С душой все гораздо более сложно.

Однозначного ответа на вопрос, сколько у нее жизней, не существует. В разных культурах и религиях приняты собственные представления об этом.

У пытающихся разобраться в вопросах, касающихся души, часто возникает вопрос о том, как вообще может идти речь о количестве жизней бессмертной субстанции? Однако именно на этот вопрос есть ответ в любом веровании, от древнейших до современных, в каждой культуре и во всех времена он идентичен. Речь о мирских сроках пребывания души в пределах этой реальности, а не ее фактических жизнях. Душа бессмертна, и жизнь у нее одна, бесконечная.

Как полагают буддисты?

В буддизме и индуизме в целом и общем ограничения количества мирских жизней конкретной души не существует. Но есть ее ограничение на пребывание за пределами физической оболочки.

То есть в этих религиях существование души представляется цепью бесконечных перерождений, которые называются реинкарнациями.

Что думают мистики?

Большинство практикующих парапсихологов не предполагают наличие ограничений на количество земных жизней. Однако единого мнения у занимающихся магией, ворожбой, гаданиями и прочими оккультными вещами в этом вопросе нет. Кто-то ограничивает количество мирских сроков двенадцатью, другие полагают, что их девять. Есть и иные версии.

Однако все парапсихологи сходятся в том, что для определения проживаемого в миру срока следует ориентироваться на то, что хочет душа человека. Молодые души суетливы, стремятся к познанию и обретению опыта. Души, живущие не первый и даже, возможно, не сотый раз, склонны к поведению наставников, учителей. Люди с такими душами все обо всем знают и стремятся наставлять других. Но никогда не могут объяснить, откуда они знают то, о чем говорят.

Как считают христиане?

Христианские конфессии утверждают, что мирская жизнь душе дана только одна. Ее саму вдыхает в младенца Господь, а после того, как земной путь человека завершается, его душа предстает пред Богом. После Господнего суда она отправляется в Ад или же на просторы Рая. Где и будет пребывать в ожидании конца этого мира, когда Бог спустится с небес.

Путь души подробно описан в Библии. Именно тем, что земной срок у нее один, и объясняется необходимость постоянной заботы человека о чистоте души, благочестии помыслов и отсутствии грехов. Другого шанса избежать нахождения в аду у бессмертной души христианина не будет.

Душа всегда считалась неотъемлемой частью человеческой природы. Различные направления в науке, философии, религии приписывали ей всевозможные, а иногда и диаметрально противоположные свойства. Существует эта часть или нет – до сих пор остается спорным вопросом.

Определения души

В психологии душа – это совокупность различных психических явлений, свойственных личности. В философии и религии под данным термином понимается бессмертная сущность, не имеющая материальной субстанции. Она обусловливает начало жизни, благодаря ней у человека есть воля, сознание, чувства. Все это называется сторонами души человека. Обычно она противопоставляется телу.

Под душой также понимается бесплотное существо, которое остается после умирания физического тела человека. Согласно некоторым религиозным и этическим взглядам, душа есть и у животных.

Душа в обыденном понимании

Душа представляет собой живую часть психологического пространства человека. К ней относят чувства, эмоции, планы, желания, порывы, интересы. Как известно, душевный разговор всегда отличается теплотой. А творить что-либо с душой означает делать это заботливо, не лениться. Многие девушки любят поговорить об особенностях своей душевной жизни. Однако во многих случаях, если юная леди говорит о душе, можно предположить, что в действительности речь идет о ее теле. К примеру, если она говорит, что ее душа «стремится» к молодому обожателю, на самом деле речь идет о влиянии гормонов. А если «душа просит сладостей», речь опять-таки идет о теле.

Мнение философии

Практически все мудрецы древности стремились при помощи данного понятия выразить основное, сущностное начало, которое свойственно всему живому (а в некоторых случаях и неживому) миру. Вопрос о том, в чем заключается природа души, решался философами разных школ в зависимости от их принадлежности к одному из направлений – материалистическому или идеалистическому.


Например, Демокрит полагал, что душа – это нематериальный вид вещества, содержащий в своем составе крайне подвижные атомы огня. Все явления внутренней, душевной жизни этот философ стремился объяснить при помощи физических явлений. Например, согласно его мнению, душа воспринимает внешний мир благодаря тому, что атомы, содержащиеся в ней, приводятся в движение атомами воздуха.

Взгляд Аристотеля

Более сложное представление о душе было развито Аристотелем. Один из самых известных его трактатов под названием «О душе» представлял собой своего рода первое специальное психологическое исследование. В течение многих столетий оно оставалось основным руководством по психологии. А Аристотель и сегодня по праву считается одним из влиятельнейших основателей психологической науки (как и ряда других областей знания).

Философ не считал душу всего лишь веществом. Но, с другой стороны, он и не стремился рассматривать ее в полном отрыве от материального, подобно представителям других современных ему учений. Он писал о том, что душа – это сущность, облаченная в форму естественного тела, которое обладает возможностью физической жизни.

В иудаизме

Верят в существование души и в иудаизме. Согласно Талмуду, душа – это независимая от физического тела сущность. Это та часть человека, которая обладает непосредственной связью со Всевышним. По своей природе она непорочна. Все плохое в людях обусловлено наличием существующего наряду с положительным отрицательного начала. Душа делает тело одухотворенным. Именно она управляет им. Точно так же, как Всевышний наполняет окружающий мир и остается невидимым, душа наполняет собой физическое тело.


Идеи о загробной жизни евреев отчасти похожи на буддийские, а также на древние верования египтян (откуда, возможно, были заимствованы эти представления). Согласно этим идеям, душа человека вечна. А грешные души снова и снова возвращаются на землю, чтобы проходить круг перерождения. Происходит это до тех пор, пока не достигнется полное совершенство.

В христианстве

Согласно христианскому мировоззрению, душа – это реальность. Большая часть всевозможных направлений христианства трактует душу как высшую нематериальную сущность человека, носитель разума, эмоций, а также воли. После того как физическое тело умирает, она продолжает существовать. А дальнейшая судьба души определяется ее действиями на протяжении земной жизни. Бессмертие - важнейшее свойство души человека в христианстве. Попадет ли душа в рай или ад, определяется на Божьем суде. Помимо этого, в римско-католической церкви имеется также и учение о чистилище.


В буддизме

Одной из центральных идей во многих направлениях буддизма является Анатма-вада. Данная концепция отрицает абсолютное «Я», или «Атман». Будда отрицает существование целостной души у человека. Люди состоят из различных элементов – материального тела, нематериального разума, а также бесформенного сознания. Природу человека Будда сравнивает с колесницей, состоящей из колес, осей, оглоблей и пр. Поэтому можно сказать о том, что понятие души в буддизме отсутствует. Когда такая «колесница» распадается, человек прекращает существовать.

Тибетские представления

Согласно тибетской Книге Мертвых (Бардо Тодол), душа человека является реальностью. После смерти она попадает в туннель, расположенный внутри особой серебряной нити. Она связывает человека с богом. У темной души нить очень тонкая. Если человек на протяжении многих воплощений творил зло, то Высшие силы лишают его связи с Богом. У грешника изымается Божья искра, и он уже не имеет шансов на возобновление связи с высшим миром. Его дух становится полностью черным.


Если у светлого духа нить, связующая ее со Всевышним, прочна, то у темной души она постоянно истончается. Серебряная нить, согласно Бардо Тодол, может восстановиться по желанию человека. Если человек искренне раскаивается в плохих поступках и стремится стать лучше, его связь с вышним миром упрочняется.

Существуют ли люди без души?

В православии считается, что личность лишается духовного начала в том случае, когда она окончательно выбирает грех. При этом как таковой смерти духа не существует – есть только вечные мучения. Смысл же человеческой жизни состоит в том, чтобы сделать душу живой, приблизить ее к Богу.

Согласно Каббале, человек который развивает духовную сторону своей жизни правильным образом, исправляет свои желания, постепенно начинает ощущать новую реальность. Когда он устремляется к духовности, истинному постижению смысла вещей, ему открываются причины тех событий, которые с ним происходят. Иными словами, у человека нет души до тех пор, пока он сам в себе ее не разовьет. Процесс этот подобен выращиванию растения из семени – так учат сторонники Каббалы.


Так или иначе, люди без души – это те, кто не живут, а всего лишь существуют. Их внутренний мир лишен любви. Родиться таким человек не может. Процесс формирования «Я» личности происходит во время взаимодействия с миром. Иными словами, человек утрачивает себя постепенно, в результате негативного воздействия внешних факторов, а также и собственной реакции на эти факторы. Поэтому о тех людях, которые по причине несчастий и страданий стали черствыми, безэмоциональными, и говорят, что у них нет души.

Добрая душа: основные качества

Если негативного человека определить достаточно просто, то какими же свойствами обладают люди противоположного склада? Как правило, такие личности тоже всегда заметны. Но в некоторых случаях добрая душа человека раскрывается только в процессе общения с ним. Такие люди обладают следующими качествами: добросовестность, милосердие, любовь, способность к состраданию, преданность. У них имеется обостренное чувство справедливости. Они отзывчивы и никогда не пройдут мимо чужой беды. Также добрый человек не станет лгать. Еще одно его качество – это трудолюбие.

Эксперименты американских ученых

Ученые из США решили провести опыты, результаты которых позволили бы судить о наличии или отсутствии у человека бессмертной души. Эксперименты были простыми. На потолке в операционной палате размещались различные рисунки. Если во время умирания сознание человека действительно продолжает функционировать, то люди должны были видеть, что на них изображено.


Ученые слабо верили, что результат опытов может быть положительным. И они оказались правы. Результаты показали, что описания «увиденного» больными во время клинической смерти представляли собой не более чем галлюцинацию, спровоцированную умиранием нейронов.

Мнение профессора неврологии К. Нельсона

Данные опыты позволили сделать вывод о том, что представления о загробной жизни все же являются мифом. Ранее профессор неврологии К. Нельсон, проводивший исследования в университете Лексингтона в штате Кентукки, пришел к выводу о том, что больные, находящиеся в состоянии комы, не способны отличить реальность от видений и галлюцинаций. Исследователь пишет: «Чувство окруженности белым светом является следствием деятельности глаз во время фазы быстрого сна». Ученый также подчеркивает, что очень сильное мышечное расслабление приводит больного к чувству, что он умер. Помимо этого, кома способствует возникновению чувства нахождения вне собственного тела.

Исследования ученых из Британии

А другим ученым на вопрос о том, есть ли душа у человека, удалось получить утвердительный ответ. Масштабный эксперимент проходил под чутким руководством реаниматолога С. Парниа. Из 2060 больных, которые попали в поле зрения медиков, выжить удалось 330. Более 40 % из этих людей сообщали о том, что даже после смерти у них сохранялась способность воспринимать окружающую реальность. 140 человек говорили о том, что при этом они отчасти были в сознании. Однако 39 % опрошенных не могли вспомнить конкретных воспоминаний. Парниа утверждает: нельзя сказать однозначно о том, что происходит после смерти с сознанием. Однако нет сомнений, что оно никуда не исчезает.

Например, один из больных (возраст 57 лет) сообщил о том, что вышел из тела и три минуты наблюдал за тем, как врачи проводят реанимационные процедуры. Он детально описал действия медиков и то, какие звуки при этом издавала специальная техника, которой проводились манипуляции.


Парниа пишет о том, что сознание в этом случае присутствует еще в течение трех минут после остановки сердца, притом что обычно оно отключается максимум через полминуты. Это одно из важнейших свидетельств в пользу существования души. Ученый подчеркивает: после того, как физическое тело человека прекращает функционировать, каким-то неведомым образом его сознание все еще действует. Человек сохраняет способность воспринимать окружающий мир, что заставляет ученых поверить в бессмертие души.

Вряд ли в ближайшем будущем людям удастся полностью разгадать тайну человеческого духа. Однако эта интрига продолжает волновать ученых, религиозных деятелей и простых людей. Возможно, неведомые силы позволят человечеству раскрыть тайну души после того, как он сможет достичь внутренней гармонии и совершенства.

Загрузка...